Сводный список записей блога

--->>>> Сводный список записей блога <<<<---

29 апреля 2023

Слово о паяльнике.


Картинка из интернета

За окном заканчивался 1985 год. В очередной раз сдохла лампочка в елочной гирлянде. Отцу надоело паять эти лампочки и он научил паять меня. С этого все и началось.

Первый мой паяльник - это была 100-ваттная бандура на 220 вольт. И размером в 2 раза больше, нежели на картинке выше. Что то типа ЭПСН-100. 

И были какие то простые схемы из серии мигалка на двух транзисторах или имитатор пения птиц... На транзисторах МП39-МП42, конденсаторах К50-6 и резисторах МЛТ-0.25. Как раз под стать паяльнику.

Я уже даже не помню, из какой книжки эти схемы были. Там были простые конструкции для юных радиолюбителей типа светотелефона для зарницы, переговорника из двух абонентских громкоговорителей, каких то мигалок и прочей непонятной фигни. Я тогда был мелким школьником, который еще в радиосхемах не разбирался, но было интересно повторить ту или иную конструкцию. 

Когда стало ясно, что радиодетали - это надолго, мне был подарен паяльник поменьше... ватт на 40. Чем то похожий на картинку выше. Вместе с этим паяльником был подарен радиоконструктор ДВ-СВ-радиоприемника "Киев-4". На целых 8 транзисторах. 

Ну типа, что б школьник учился паять и паял что то полезное, а не "имитатор пения соловья для музыкальной шкатулки", скрип которого задалбывал окружающих за 5 минут.

А транзисторы в том приемнике, в отличие от МП42, были плоские, красненькие... Маленькие и красивые. А вместо названия у них на боку была напечатана буковка...  В инструкции расписано было, какой транзистор куда вставлять и на какую буковку ориентироваться.

Но СССР был бы не СССР, если бы в комплект деталей не доложили один транзистор. Нужно было что то делать. И тут я вспомнил, что где то у меня  валялась коробочка с детальками, которые отец принес с работы для меня. И там был похожий транзистор.

Я раскопал ту коробочку и нашел там этот транзистор. Но он был ... ЖЕЛТЫЙ!!!!!. 

Интернетов тогда не было, в детской библиотеке справочника транзисторов не было - не детское это дело. Во взрослую библиотеку меня еще не пускали.... На свой страх и риск я припаял этот желтый транзистор вместо недостающего красного. И приемник заработал!!!!

Только потом, когда я уже немножко начал разбираться в типах деталей, начал читать схемы, я понял, что мне просто повезло. Ибо в таком корпусе были не только КТ315, а и КТ361. И у обоих буковка сбоку. Только у 315 она в уголочке, а у 361 - посерединке, да еще и между "минусиками".... В 1992 году я столкнулся еще с одним транзистором в таком корпусе - это был полевик КП313. А еще в таком корпусе были варикапы КВС111А.... Но черненькие.

Но не о транзисторах речь, а о паяльниках. Подаренный мне паяльник отслужил верой и правдой достаточно долго. Потом был похожий 24-вольтовый паяльник с блоком питания, на котором было 2 гнезда для подключения паяльника - типа регулировать температуру. 

Чем дальше шло время, тем более мелкими становились радиодетали. В добавок к простым аналоговым схемам на транзисторах стали добавляться устройства на микросхемах. Это были как схемы из журналов и книг, так и разработка своих схем. Часики там, мигалки всякие... 

За окном уже пронеслись дикие 90е, наступили 2000-е. Советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире. А хочется миниатюризации. И плавно подошло понимание, что пора переходить из своих запасов на современную зарубежную элементную базу. И пора отказываться от выводных деталей в пользу СМД. Что кардинально уменьшало размер конечного устройства (и приводило к усложнению разводки односторонних печатных плат). Для СМД нужен мелкий паяльник. В дополнение к старому паяльнику с медным жалом, заточенным на скошенную площадку, добавился еще небольшой паяльник с острым жалом. Тоже из меди. О стабилизации температуры речи на тот момент не было. 

А еще жала у этих паяльников нужно было постоянно чистить от нагара и иногда напильником править форму.

В какой то момент, сменив еще один паяльник, пришло понимание, что неплохо бы уже иметь что то мелкое, легкое, термостабилизированное. С необгораемым жалом. Которое греется до заданной температуры за минуту, а не за 5-6 минут до неизвестных 350-400-450°...

Паяльные станции - дорого, места занимают много... 

На тот момент я уже освоил микроконтроллеры Atmel AVR. Программисты мы или радиогубители?

В 2016 году на Али (чуть ли не с подачи Di-Halt-а) была куплена "ручка"  - клон ручки HAKKO с керамическим нагревателем и терморезистором прямо внутри этой керамики в качестве датчика температуры. Для жал типа Т900. Цена вопроса - порядка $6. Отдельно был куплен комплект необгораемых жал, там же на Али, "HAKKO-совместимых". 

Жало типа иголки, в отличие от медного паяльника, мне не зашло. Было сильно острое. Зато зашло жало Т900-D12 - такая себе лопатка шириной 1.2 мм. Ну как отвертка. Это было основное жало, которым прекрасно паялись даже STM32 с шагом выводов 0.5 мм. 

Изредка использовал жало Т900-К - этакий ножик-топорик. Им удобно было выпаивать многовыводные детали. 

Еще для лужения самодельных плат использовалось жало Т900-3С - скошенный цилиндр, дающий площадку овальную. Если ей сделать посерединке углубление - то была бы "микроволна".

Под это дело была собрана "паяльная станция". На AVR-ке MEGA8-A был собран контроллер. Даже с каким то подобием PID-регулятора... Питалось это чудо от какого то трансформатора, уже даже не помню, какого. 

Позже, в угоду портативности, концепция станции была пересмотрена. Питание было реализовано на "разогнанном" до 24 вольт блоке питания от ноута. Этот БП был выдран из родного корпуса и помещен в другой. Туда же поместилась плата на микроконтроллере, гнездо 220 вольт и гнездо для паяльника. Был применен МК MEGA32-A только из-за того, что в качестве дисплея я взял прикольный трехсимвольный ЖКИ с раздельными выводами для каждой цифры. Прикольный он был в том, что подразумевал подсветку "на просвет". Что и было сделано красными и зелеными светодиодами. Красный - греемся, зеленый - вышли на температуру. При остывании, пока горячий - идет плавное переключение красный-зеленый и обратно.....

В корпус сверху вставлялась пружинная держалка для паяльника. Она была съемная и при транспортировке всё занимало достаточно мало места.




На дизайн наклейки лицевой панели повлияли дизайны устройств Ридико Леонида Ивановича....

Родной провод от паяльника, хоть и был он мягкий, меня не устраивал. Тем более, я его умудрился приплавить паяльником. 

Купил на радиорынке силиконовую трубочку, МГТФ толстый и тонкий, да и сделал свой шнур. Толстый МГТФ - нагреватель, тонкий - термодатчик.

Еще я купил себе фен и к нему тоже сляпал управляющую коробку. Но там я чего то нахимичил с PID-ом... В результате отказался от PID-а и сделал почти обычный релейный регулятор.

Потом по просторам радиолюбительских столов начали свое шествие паяльники на картриджах. В частности, появилась куча самоделок (и не самоделок тоже) на картриджах Т12. 

Чем был хорош такой картридж? В отличии от Т900, где нагреватель с термодатчиком сам по себе, а жало - само по себе, тут жало, нагреватель и термопара - единое целое. Наружу торчат только 2 контакта нагревателя, включенного последовательно с термопарой. И вся эта конструкция монолитная и неразборная. И термопара почти у самого кончика жала. Что давало гораздо большую отзывчивость паяльника на массивные детали, полигоны и т.д.

В какой то момент в интернете появились восторженные отзывы об миниатюрном понтовом цифровом паяльнике MINIWARE TS-100. Но цена в $50-$60 была выше какого то моего морального минимума. 

Хотя плюсов паяльник обещал много - и универсальное питание от 9..24 вольт - в паяльнике круглое гнездо под коннектор 5525, и дисплей с температурой на борту, и маленькое коротенькое жало, еще более отзывчивое, нежели Т12. И разогрев при 24 вольтах за 7-8 секунд. И моща при этом до 72 ватт. И турборазогрев до повышенной температуры при нажатии кнопки. И датчик движения, что бы переключаться в ждущий режим и обратно в рабочий. И даже в какой то из прошивок есть тетрис! Не паяльник, а бімба! Но 60 баксов.

Потом появились аналогичные цифровые паяльники от других китайских и некитайских контор - Pine64 Pinecil, GVDA, Fnirsi, SEQURE ... Можно почитать про них тут

В части паяльников добавилось гнездо под Type-C, через которое они умеют попросить от блока питания или повербанка с PowerDelivery повышенное напряжение. В некоторых случаях, если БП поддерживает PD3.1 - с такого БП паяльники могут снять до 96 ватт. По вышеприведенной ссылочке есть куча описаний и обсуждений.

От MINIWARE появилась обновленная версия паяльника - TS101. Там в дополнение к гнезду 5525 тоже добавился Type-C с PD. 

Еще появился неплохой вариант - паяльник SH72 - эдакая аналоговая версия TS100. Так же со сменными жалами, всеядный к питанию (9-24В). Температура выставляется крутилкой. Внутри схема на сдвоенном операционнике и транзисторе. Тоже рабочая лошадка без понтов ценой в 10-12 баксов.

Ну и я наконец то решился. На работе упал небольшой годовой бонус, часть которого я рискнул потратить на новый паяльник.

MINIWARE TS101


Заказал себе TS101 с жалом TS-B2 - это просто конус, но не с острым концом-иголкой, а со сферическим. Оно наиболее близко к моему любимому D12. К сожалению, жал с кончиком D12 я для TS101 не нашел. Везде предлагаются только TS-D24 - та же лопата, но шириной 2.4 мм. Это много.

Дополнительно взял себе TS-K - "ножик" и TS-BC2 - скошенный цилиндр.


В комплекте к паяльнику идет Type-C - Type-C - шнурок. Очень мягкий силиконовый.

Поскольку у меня нормальных блоков с PD не было, купил себе 100-ватный 4-портовый Baseus, на него получилась скидка $10 по купону с муськи, плюс еще какие то центы алишка сбросила Coin-ами. К басеусу еще и 100ваттный шнурок идет в комплекте. Не такой мягкий, как к паяльнику, но он и не для паяльника.

Блок питания - это хорошо, но это для каких то мобильных случаев. А дома я хотел продолжать питать новый паяльник от своей старой станции - там 24 вольта, подставка пружинная...

Купил еще силиконового провода 20AWG и коннекторы 5525 с пружинным центральным контактом. Провод оказался нормальный, а вот коннекторы без допиливания напильником использовать нельзя.

Несмотря на то, что коннектор продается как 5525 - это, похоже, 5521. Центральное отверстие там 2.5 мм - как раз сверло входит. А вот центральный пружинный контакт-вилочка - он не раздвигается до 2.5 мм.
Коннектор разбирается просто - центральный контакт вынимается - выталкивается со стороны контактов для пайки - и эту вилочку можно слегка дремелем обточить, что б 2.1 превратилось в 2.5 мм.

С этими китайскими коннекторами еще может быть вторая засада - не всегда хороший контакт между корпусом и пластинкой минусового контакта.
Там тоже все просто - эта контактная пластинка вынимается вместе с белой пластиковой шайбой, торец корпуса зачищается и лудится. Потом минусовый контакт назад вставляется и припаивается к корпусу. После этого можно вставить плюсовый контакт-вилочку - и пользоваться.


Новый паяльник уже был опробован на мелкой конструкции - импульсном стабилизаторе для LED-подсветки багажника в авто. Для сравнения этого мало, но мне понравилось. Паяльник легкий, удобный, греет полигоны аж бегом. Питание для подсветки я взял с родного светильника, припаяв провода прямо к металлическим контактам, которые держат лампочку. Контакты паяльник прогревал легко и непринужденно. На старом паяльнике мне пришлось бы температуру крутить вверх.


_____________________________________________________________

Внимательный читатель на одной из фотографий может заметить 2 странных пинцета.

У меня есть небольшой пинцетик, купленный на Али как non-magnetic tweezers - немагнитный пинцет. И да, к нему не липли мелкие радиодетальки. Пока к пинцету случайно не примагнитился неодимовый магнит. С тех пор пинцет перестал быть немагнитным. И теперь к пинцету детальки стали магнититься. 

Это неудобно, выставляешь резистор 0805 на свое место на плате, а он потом за пинцетом уползает.

А тут на Али случайно попался лот - 2 пинцета с керамическими губками. И за $1.99 с бесплатной доставкой. Пинцеты я еще не пробовал в деле, пока лежат. Один ра рабочем столе , второй лежит в тумбочке. а то если уронить - он же и разбиться может... Наверное....


10 комментариев:

  1. История увлекательная и знакомая многим.Выбор его величества Паяльник-это серьезно. Сам пока остановился на китайском паяльнике CXG с цифровой терморегулировкой, вполне точной, проверял. У меня их два на 90 и 60 вт, удобно для демонтажа 2 и 3 выводных смд.Использую медные жала, заказал с запасом на Али разных.Все новомодные необгораемые не понравились,от цены до быстрого выхода из строя.Очень дорогие и не покупаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну я б не сказал, что быстрый выход из строя... У меня на предыдущем паяльнике , который клон Хакко, Алишные жала в районе доллара. А что значит - выходят из строя - я не знаю)))
      Они ж не обгорают. Иногда перестают лудиться - это да, но там есть свои тонкости и хитрости.
      У меня претензия была одна к предыдущему паяльнику - тепловая инерционность. Поскольку между термодатчиком и жалом - воздушная прослойка. Маленькая, но есть. Поэтому для больших полигонов или массивных деталей нужно было подкручивать температуру.
      А в остальном - я специально ушел от медных жал. Надоели.
      Кстати, проверьте свои жала магнитом. Поскольку с китайцев вполне станется поставить омедненную сталюку. Что при очередной правке жала напильником может привести к сюрпризу.

      Удалить
  2. Я имел ввиду, что теряют свои свойства.Плохо лудятся, держат припой и т.д. Видимо нарвался на фальшивку.Отказался, дорого.
    Свои медные постоянно подправляю-это недолго, тем более делаю ямку "микроволны"Они точно медные.Я привык к ним, мне удобно Да и стоят дешево.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну это известная проблема. Они не любят всякую химию типа активных флюсов. И не любят перегрев.
      270° и канифоль - и они живут долго. И мкрая тряпочка-губка.
      Еще рекомендуют стружку мягкую, как очищалку. Надо купить себе будет.
      Потому что шкурить или драить напильником необгорайку нельзя.
      Я, во всяком случае, доволен.

      Удалить
  3. Это самое главное!
    Все довольны своим и не завидуют чужим🙂

    ОтветитьУдалить
  4. Коли я починав свій шлях у світ радіоаматорства, то поприсив свого батька купити мені паяльник. Він мені відповів, що у нього є паяльник і він мені його віддасть. Пішов у сарай і приніс паяльник, що гріється на відкритому вогні, типу "сокира", а також приніс пруток припою і банку із "паяльною кислотою" :) Зрозуміло, що паяти я таким інструментом нічого не став (треба було паяльну лампу в хату приносити, або керогас), а робив на скрутках. Потім, коли наколядував трішки грошей, купив собі електричний.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну таким лише каструлі паяти )))
      у батька був 100-ватний паяльник.
      А коли родичі зрозуміли, що радіоаматорство - це надовго, то подарували мені на ДР 40ватник невеличкий та радіоконструктор приймач. І понеслося...

      Удалить
    2. Анонимный21 апреля, 2024 13:12

      Мої батьки (світла їм пам"ять), на жаль так і не зрозуміли навіщо все ото воно мені було треба. Боялись, що через моє захоплення радіоаматорством, у нас відріжуть світло і заберуть телевізор... Добре що дружина розуміє і підтримує. А коли онука (8 років) захопилась "Ардуіно", то це змінило все наше життя :)

      Удалить
    3. головне в ардуіні - не скотитися в бездумне повторення... А пояснювати онуці, чому так , а не інакше. І як треба.
      Резистори-конденсатори пояснювати на прикладі водопроводу, наприклад https://easyelectronics.ru/tag/osnovy (читати пости знизу вгору) - там основи на пальцях як раз на водяному принципі.

      Удалить
    4. Анонимный21 апреля, 2024 19:52

      Коли була на зимових канікулах, то ми з нею так і займались. Дівчинка розумна, хапає все на льоту.

      Удалить

======= !!! ВНИМАНИЕ !!! ======================================================================
Гугл умный и боится спама. Поэтому иногда ваши комментарии Гугл отправляет мне на премодерацию. Отправлять или нет - решаю не я, а алгоритмы Гугла. Если ваш комментарий не появился сразу, значит я получу уведомление и опубликую ваш комментарий через некоторое время. Я стараюсь это делать достаточно оперативно.