Перепал мне тут небольшой переносной вентилятор. Там обломался разъем зарядки и мне его подарили - забирай, может тебе моторчик пригодится или еще что-то...
Вот такой, только белый
Моторчик мне в хозяйстве не нужен, зато в ящике нашелся лишний usb-разъем, посредством которого заряжался аккумулятор в этом чуде.Разъем был поменян и вентилятор отдан родственникам в пользование. Через месяц вернули - не дует. Огоньки светятся, а мотор не работает.
Вскрытие показало, что мотор умер от вскрытия. В закромах был моторчик от CD-привода, который выдвигает лоток. Он даже оказался более скоростной, нежели покойник.
И вентилятор вернулся к родственникам.
Но недавно вернулся опять. Очередная жалоба - даже если не используется - то аккумулятор садится за пару недель...
Полез смотреть - а в режиме ожидания плата управления потребляет 2.5 мА!
Ну что ж, надо что то менять....
Анализ исходной схемы показал, что в безымянной микросхеме скрывается сразу несколько блоков. Это зарядник литиевого аккумулятора, это управление светодиодами, это ШИМ для повышения напряжения на моторе, это верхний ключ включения/выключения мотора. Может там еще и обратная связь есть для стабилизации напряжения на моторе - я так глубоко не копал.
Микросхема с затертой маркировкой, реверсить всю схему облом.
Я осциллографом глянул только , как там запитывавется движок, да и всё...
ШИМ там достаточно высокочастотный, 260-265 кГц.
Накачка напряжения осуществляется n-канальным транзистором посредством дросселя и диода Шоттки.
И эту схему нужно было заменить чем то своим. Здесь было два варианта.
1. Повторить схему из глупого светильника - вкл/выкл, контроль разряда...
2. Заменить контроллер на что то свое, оставив привычный функционал
Я пошел по второму пути.
В качестве контроллера была применена ATTINY2313A. У нее как раз много портов ввода/вывода - можно включить все светодиоды, кнопочки и т.д.
Была нарисована вот такая схема
Здесь все просто.Зарядная часть - классическая ТР4056, заряд от Type-C разъема. Резисторы R1, R2 - указывают умным зарядным устройствам, что нашему устройству необходимо выдать 5 вольт.
R4 определяет ток зарядки, при указанном номинале это чуть меньше 800 мА.
Разъем - 6-контактный, чисто для питания.
Управление мотором. Я отказался от верхнего ключа и применил n-канальный транзистор Q2, который подключает мотор к минусу аккумулятора. Плюс мотора подключен к плюсу аккумулятора через дроссель L1 и диод D1.
Транзистор Q1 управляется ШИ-модуляцией - это накачка для повышения напряжения. Если ШИМ выключена - питание мотора равно напряжению аккумулятора минус падение на диоде.
Если ШИМ включить, то, в зависимости от скважности, напряжение на моторе будет повышаться.
Группа светодиодов LED1, LED2 - это индикация процесса зарядки аккумулятора, а так же индикатор разряда аккумулятора.
LED1 - красный, LED2 - зеленый (синий) диод.
Группа LED3-LED5 - индикация режима работы (скорости) вентилятора. Здесь стоят синие диоды, как и было в исходной конструкции.
Поскольку у этих групп одновременно должен светиться только один светодиод, оказалось возможным применить один резистор на группу.
LED6 - белый выводной светодиод, который выполняет роль фонарика.
Управление вентилятором - кнопки S1 и S2.
Детектор разряда аккумулятора построен на встроенном в МК компараторе, сравнивающем напряжение батареи на делителе R8R9 и напряжение внутреннего опорного источника напряжения. Согласно документации, напряжение внутреннего ИОН данного МК составляет 1.1 вольт. При указанных на схеме номиналах делителя индикация низкого напряжения включается при 1.1 * (1 + R8/R9) = 3.25 Вольт.
После того, как нарисовалась схема - можно пробовать сделать плату.
Герберы
Примерка платы.
Далее со старой платы были сняты нужные детали - дроссель, транзистор, диод, светодиоды.
Сборка без особенностей, кроме одной перемычки, которая выходит под микроконтроллером - эту точку пайки нужно сделать достаточно плоской.
В исходном устройстве крепление платы - на контактах батарейного отсека. Новая плата - аналогично.
После сборки осталось самое малое - написать программу для микроконтроллера. На что ушел один вечер совместно с Главным Программистом.
Главный Программист проекта.
Прошивка - тут
Фьюзы
L:0xE4, H:0xDF, Ex:0xFF
Подключение программатора.
Питание на МК должно поступать ИЛИ от программатора, ИЛИ от аккумулятора.
Управление
Левая кнопка: выключение
Правая кнопка:
короткое нажатие - переключение оборотов вентилятора: низкие-средние-высокие-выкл
длинное нажатие - вкл/выкл светодиода-фонарика.
При разряде батареи начинает мигать красный светодиод, параллельно на одну ступень уменьшается скорость мотора и выключается фонарик. Если мотор работал на самой низкой скорости - он выключается.
При подключении зарядного устройства работа мотора и фонарика блокируется. Светодиоды LED1, LED2 индицируют состояние процесса зарядки. Красный - аккумулятор заряжается, зеленый - полностью заряжен.
В выключенном режиме схема потребляет что то в районе микроампера. У меня нечем измерить такой мелкий ток.
Добрый день.Рад, что ваш творческий процесс продолжается.Несомненно попробовал бы.
ОтветитьУдалитьСейчас занялся новой увлекательной темой. Глобальная переделка вертушки Вега ЭП-120. Поменяю всю электронику.Это все надолго, и очень интересно.
Не увлекаетесь винилом?
Нет, не увлекаюсь.
УдалитьЭто вам к Ридико Леониду Ивановичу, он маньячит и по вертушке, и по переделке бобинного Олимпа...
Кстати. А есть ли смысл? Из Унитры много не выжать. Особенно с пассиковым приводом.
УдалитьКак по мне - я б поискал что то из японских вертушек. Тем более, вам до Японии не особо далеко, предложения должны быть.... А с Вегой - не знаю, стоит ли овчинка выделки. Унитра - не самая лучшая платформа... Хотя и не плохая в своем классе.
Привет Главному программисту.Не вижу его белого помощника?
ОтветитьУдалитьА белый не приходит лежать на клавиатуре
УдалитьО Белом.Думаю он дистанционно учавствует в "коллективном разуме"
ОтветитьУдалитьО вертушке.
Ocela интересно доработал Вегу 120.Попробую его вариант.Я не меломан, мне лишь время интересно провести.Может мечта юношеская сбудется(стоил аппарат в 1985г. 185 руб.!, не по корману был)
Я готовлюсь делать очень интересный прибор
https://www.youtube.com/watch?v=PTSSFycWCzc
Если будет интерес, поделюсь материалами.
Так материалы ж в открытом доступе лежат, чего ими делиться-то...
УдалитьВы их видели до меня?
ОтветитьУдалитьНу тогда извиняюсь. 🙂
Показался интересным прибор, поделился инфой, не более.
нет, не видел.
Удалитьпросто мне показалось, что у вас есть какие то закрытые материалы, которые вы не хотите в публичный доступ выкладывать. но предлагаете поделиться.
но проект оказался доступный - и на гитлабе, и на еев-блоге
https://hackaday.io/project/3635-shorty-short-circuit-finder - идея и реализация без дисплея
Удалитьhttps://www.eevblog.com/forum/testgear/finding-short-on-motherboards-with-a-shorty-(with-display)/ - реализация с дисплеем
https://gitlab.com/jdobry/shortypen/ - проект на гитлабе
Я просто дал вам информацию
ОтветитьУдалитьо интересном приборе, который буду делать.При отсутствии времени и желания искать источник(вы легко это сделали без меня, ничего сложного), дал бы собранные мною материалы.
Проехали.
С интересом жду ваши новые разработки.