Сводный список записей блога

--->>>> Сводный список записей блога <<<<---

15 октября 2023

Приставка к водяному счетчику

 Снятие показаний с водяных счетчиков - дело простое, но иногда неудобное. Нужно лезть куда то под умывальник, за унитаз, в стенную нишу.... Иногда даже это люк и колодец на улице (как у нас в дачном кооперативе).

Для таких целей есть счетчики со встроенным герконом. И этот геркон торчит наружу в виде 2-жильного провода.  Он замыкается с интервалом 1 или 10 литров. И его можно подключить к различным электронным блокам для подсчета и даже для передачи показаний в управляющую компанию.

Увы, при плановой замене счетчика у меня не получилось найти такого типа счетчик из доступных на момент установки. Пришлось взять счетчик, предназначенный для установки оптического датчика. 

На такой счетчик должна устанавливаться насадка с оптическим сенсором и встроенной батарейкой. А из насадки уже торчат 2 проводка. 

Но покупать отдельно такую насадку по цене счетчика считаю неразумным.
Поэтому придется делать самому.  Тем более, я могу сразу сделать все в одном - и считыватель сенсора, и FLASH-память для сохранения показаний, и сетевой интерфейс "умного дома" прикрутить...

Сенсор - это вот такой фототранзистор со светодиодом. Vishay TCRT5000.


Светодиод подключен к цепи питания 3.3 вольта через резистор 240 Ом, в коллекторную цепь фототранзистора поставлен нагрузочный резистор 16 кОм.
При таких номиналах темная площадка отражающего диска в счетчике держит транзистор почти закрытым (все же идет паразитное отражение от стекла счетчика и транзистор немного приоткрыт) и на коллекторе присутствует напряжение порядка 2.2-2.3 вольта, зеркальная поверхность открывает транзистор почти полностью - напряжение на коллекторе около 0.15 вольта. 

Соответственно, пропустив сигнал от фотоприемника через триггер Шмидта, можно получить четкий прямоугольный сигнал, один импульс на литр воды. 
Но если есть микроконтроллер, то триггер Шмидта не нужен, достаточно воспользоваться программной обработкой сигнала с фотоприемника.

В результате нарисовалось устройство на ATMega8, которое будет считать литры и сохранять поминутную статистику расхода (до 255 литров/мин) во внешнем флеше.

В мегабитный флеш будут сохраняться поминутные данные за 85 суток, что даст возможность строить аналитику и в случае возрастания потребления попытаться определить причину.

Работа с данными будет производиться во внешней программе на ПК.



Пока получился вот такой агрегат. Еще ничего не умеет, но скоро научится.

Увы, но я не знаю, где такую штуку можно применить вне автоматизации, но пусть будет.

9 комментариев:

  1. Согласен.Стоят счетчики, обычно, в неудобном месте, но его замена(на похожий на ваш)-это занятия не для слабонервных.
    Лучше, пока, светить фонариком.Это не часто нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще не вижу сложности. Пришел мастер, снял старый, поставил новый, опломбировал, акт составил. Всё.
      Зато сейчас у меня показания можно посмотреть на ПК. И то, ради чего задумывалось - поминутную статистику расхода воды.

      Удалить
    2. Удобство очевидное, идея интересная.Но вызывать мастера-это гемор.Есть такое.
      Я экономлю воду и без счетчиков, с ними платить удобней,но без фанатизма.
      Жду прихода светильников, что вы рекомендовали.Тут быстрая и очевидная польза." Подкопились темные места.Да будет свет"🙂

      Удалить
    3. А в чем гемор-то?
      Я оставил заявку на сайте поставщика услуг, в течении дня позвонил оператор, согласовал дату и время прихода мастера, проговорили про счетчик - мой или их, если их - то какой. Договорились, озвучили стоимость.
      Оплатил квитанцию онлайн.
      В указанное время пришел мастер, за 20 минут снял-поставил, пломбу ляпнул, акт заполнил и ушел.
      Я не совсем понимаю, в чем гемор. Это ж не как 20 лет назад - ехать подавать заявление, ждать мастера в течении дня. Потом эти бумажки вести в ЖЕК, в водоканал, стоять очереди...
      Все онлайн и по телефону. Единственное живое общение и ожидание - трехчасовый интервал прихода мастера. Не целый день, а оговоренное время.
      И в личном кабинете через сутки новый счетчик уже.

      Удалить
  2. Вы видимо редко просматриваете предыдущие статьи?У меня вопрос по поводу питания мультика(частный случай) от лития.Как запитать другие устройства, не имеющие аатоотключения?Нужно обязательно отключать МТ3608, иначе она и привыключенном потребителе потребляет приличные ма.Нашел такой вариант https://xn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai/kak-peredelat-kronu-na-akkumulyator-v-multimetre/
    Но как то он не корректно работает(точнее не работает🙂)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В комментариях к мультику ваш последний от 28 мая...
      Мне обычно комментарии на почту приходят из любой записи. Но я мог пропустить письмо, все мы человеки. Если вы где то писали, а я не ответил - скажите в какой теме.
      По поводу касьяновского преобразователя - идея имеет место быть. Но я бы делитель обратной связи попробовал бы подключить после этого резистора. Что б 9 вольт было независимо от нагрузки....
      А что именно у вас не работает?
      А вообще - мне больше нравится схема с оптроном. На светодиоде оптрона падают относительно стабильные полтора вольта в достаточно широком диапазоне токов.
      Идея - вот тут https://radiokot.ru/artfiles/6679/
      Еще в обсуждении данной статьи (https://www.radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=11&p=4344694) есть здравые мысли увеличить сопротивление делителя обратной связи, поскольку основной ток потребления в выключенном режиме - именно этот делитель. Ну и Хатуль_мадан как раз отговаривает от оптопары... Плюс у него есть идея по детекции снижения разряда аккума и параллельно - полного отключения делителя при выключенной схеме.

      Удалить
  3. По оптопаре я сегодня утром читал и даже заказал попробовать.
    Вы знаете, сегодня пришла простая мысль.А не проще поставить выключатель, сразу на выходе повышайки и после него снимать плюсовое управляющее напряжение на "4" ногу МТ3608.Оключение 3608 гарантировано.Я давно ставлю выключатель сразу за аккумом, чтобы избежать влияние любого ключа отключения и вообще всего.Вообще аккум ни что не садит!К сожалению-это пришлось сделать в вашем дозиметре.Я так и не нашел, что так садит аккум(два дня и в ноль!)
    Неудобство одно, но не большое.Для зарядки нужно включать выключатель, но это и не часто нужно делать.
    Спасибо, что подтвердили вариант по оптопаре, я собирался его опробовать.Сейчас обязательно испытаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. нууу... зарядную часть можно и до выключателя подключить к аккумулятору.
      А с повышайкой - мне тут подумалось вообще крамольно.
      Если в мультиметре нет автоотключения и делать его нет желания, то сигнал на 4 ногу МТшки можно просто брать ПОСЛЕ выключателя мультиметра. А саму ногу через 220-750кОм на землю.
      Тогда, пока мультик выключен - на 4 ноге земля. Когда включается - там появляется напряжение аккума - включается МТ и делает 9 вольт.
      Можно попробовать скомбинировать управление МТшкой и TL431, сделав так, что б при 3.1 - 3.3 вольта МТшка не включалась.

      Удалить
  4. У вас светлая голова-вы придумаете.
    Я пока поэкспериментирую с оптопарой, мне понятней. Чисто доосмыслить тему.
    У меня потребности нет.Два мультика, у обоих питание 2хААА

    ОтветитьУдалить

======= !!! ВНИМАНИЕ !!! ======================================================================
Гугл умный и боится спама. Поэтому иногда ваши комментарии Гугл отправляет мне на премодерацию. Отправлять или нет - решаю не я, а алгоритмы Гугла. Если ваш комментарий не появился сразу, значит я получу уведомление и опубликую ваш комментарий через некоторое время. Я стараюсь это делать достаточно оперативно.